Обслуживание подшипников
Главной проблемой подшипников является прочность. Зачастую она связана с начальной нагрузкой, которую всегда трудно установить точно. Момент сопротивления преднагруженного подшипника в период приработки быстро снижается. Поэтому начальную нагрузку можно контролировать только у новых подшипников, однако, повреждения могут происходить и при маленьких нагрузках, так как шарики и ролики имеют склонность к скольжению вместо качения.
В обычных условиях правильно выбранный и правильно эксплуатирующийся подшипник имеет 90% шансов проработать в течение назначенного срока службы, и 10% шансов выйти из строя в результате процессов выкрашивания, которые происходят в условиях естественной деградации. Множество подшипников преждевременно выходят из строя по причине плохой смазки (43% подшипников) или плохого монтажа (27% подшипников). Даже лучшая подшипниковая сталь не может компенсировать ни недостатки смазки, ни значительной деформации валопровода. Дефекты в смазке влекут за собой перегрев подшипника, что может стать причиной заклинивания подшипника. В предельных ситуациях смазка в подшипнике может даже воспламениться. Явная причина внешних повреждений подшипников: плохая смазка, плохой монтаж, недостатки уплотнения, плохие условия эксплуатации, Повреждения связанные с собственно подшипником: плохое качество подшипниковой стали, неточная внутренняя геометрия, дефектные сепараторы и уплотнения подшипника. Внешние причины вызывают более 90% преждевременных отказов подшипников.
К сожалению выяснить причину разрушения подшипника нелегко: если инцидент является типичным, для специалиста будет несложно дать заключение по результатам исследования мелких осколков подшипника. При серьезном инциденте необходимо следовать методологии стандартной экспертизы:
- сделать хорошую цветную фотографию подшипника до демонтажа,
- взять для анализа образец используемого в подшипнике смазочного материала,
- осторожно извлечь подшипник, избегая дополнительных повреждений, сохранить, насколько это возможно, положение различных его элементов,
- ни в коем случае не очищать подшипник, наоборот, оставить на месте максимум смазки,
- поместить детали подшипника в упаковку.
Далее необходимо проанализировать главные причины аварии или разрушения подшипников.
В целях максимального увеличения срока службы, предотвращения механических повреждений, обеспечения безотказной работы необходимо периодически осматривать подшипники и контролировать условия эксплуатации.
Ниже приведены некоторые причины неисправностей подшипников и предложены меры по их устранению.
1. Шумы при работе подшипника.
Громкий металлический звук. Вероятные причины:
- ненормальная нагрузка
надо: уточнить посадку, внутренний зазор, предварительную нагрузку или положение заплечиков корпуса;
- неправильная сборка
надо: повысить точность обработки, точность выверки соосности или точность монтажа вала и корпуса, использовать надлежащую методику установки подшипника;
- недостаточное количество или непригодность смазочного материала;
надо: пополнить смазку или подобрать другой смазочный материал для подшипника;
- соприкосновение вращающихся деталей
надо: подкорректировать лабиринтное уплотнение.
Постоянный громкий звук. Вероятные причины:
- трещины, коррозия или царапины на дорожках, вызванные присутствием инородных частиц
надо: заменить или очистить подшипник, исправить состояние уплотнения или использовать чистую смазку;
- бринеллирование, т.е. появление на поверхности колец следующих друг за другом выемок
надо: заменить подшипник, прявляя осторожность при установке;
- отслаивание в дорожках
надо: заменить подшипник.
Прерывистый звук. Вероятные причины:
>
- чрезмерный зазор
надо: проверить посадку, зазор и предварительную нагрузку;
- загрязнение посторонними частицами
надо: заменить или очистить подшипник, исправить уплотнения и использовать чистую смазку;
- трещины или отслаивание в шариках
надо: заменить подшипник.
2. Ненормальное повышение температуры. Вероятные причины:
- чрезмерно маленький зазор
надо: проверить посадку, зазор и предварительную нагрузку;
- чрезмерное количество смазки
уменьшить количество смазочного материала и подобрать более густую смазку;
- недостаточное количество или непригодность смазочного метериала
надо: пополнить смазочный материал или подобрать соответствующий тип;
- ненормальная нагрузка
надо: уточнить посадку, внутренний зазор и предварительную нагрузку или положение заплечиков корпуса;
- неправильная сборка
надо: повысить точность обработки, точность выверки соосности или точность монтажа вала и корпуса, использовать надлежащую методику установки;
- деформация соответствующей поверхности или чрезмерное трение уплотнения подшипника
надо: испоравить уплотнение или заменить подшипник, исправить посадку или установку
3. Вибрации (осевое биение).Вероятные причины:
- бринеллирование
надо: заменить подшипник, проявляя осторожность при установке;
- отслаивание
надо: заменить подшипник;
- неправильная сборка
надо: обеспечить перпендикулярность вала по отношению к зплечикам корпуса или торцу проставки;
- проникновение посторонних частиц
надо: земнить или очистить детали подшипника и исправить уплотнение.
4. Утечка или обесцвечивание смазочного материала. Вероятные причины:
- чрезмерное количество смазочного материала или загрязнение посторонними частицами или продуктами износа
надо: уменьшить количество смазочного материала, подобрать более густую смазку, заменить подшипник или смазочный материал, очистить корпус и смежные детали.